Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Расположенному в г. Серафимович монастырю 19 августа 2002 года, по официальным документам, исполнилось 350 лет, а в действительности, его история перешагнула и 360-летний рубеж. В 1638 году напротив устья реки Медведицы действовала так называемая «Межгорская пустынь», принимавшая на покой престарелых и изувеченных войнами казаков. Круг Войска Донского всячески поддерживал такую благотворительную деятельность, поскольку хозяйственное освоение Дона ещё практически не происходило, и выжить старому человеку в здешних местах без помощи коллектива было невозможно. Несмотря на кажущуюся безопасность, спокойствие здесь было относительным. Необходимостью стало оградить вновь создаваемый монастырь от «воинских людей», и войсковое правительство принимает в 1652 году решение о перемещении «пустони» на правый берег Дона, напротив Усть-Медведицкой станицы. Монастырь окопали рвом, обнесли валом для защиты от набегов, патриарх Никон благословил ново обретённую обитель.
Преображенский монастырь был первым монастырём на земле донских казаков. В одном из документов того времени говорится, что Усть–Медведицкий монастырь имел следующие постройки: келья настоятеля с комнатой и сенями, трапезная и братские кельи.

Пользовавшийся любовью и уважением среди казаков монастырь в 1739 году насчитывал 19 братьев, из них 15 казаков преклонного возраста. По сути это был приют и дом для инвалидов и пожилых казаков. Помимо этого, монастырь постоянно оказывал помощь служивым казакам и осиротевшим казачьим семьям. Когда после Булавинского восстания многие казаки были казнены, монастырь взял на себя заботу об осиротевших детях. В 1785 г. Усть-Медведицкий монастырь был преобразован из мужского в женский. Однако через три года он был упразднен. Только через 9 лет, по ходатайству войсковых атаманов, монастырь был восстановлен – для презрения вдов и сирот донских казаков. Женская обитель находилась на содержании Войска Донского. В 40-х годах 19 века монастырь представлял собой бедную обитель с двумя церквями. Монахини жили в маленьких кельях, спали на голых досках, прикрытых войлоком. В эту пустынную обитель в 1850 году привез свою дочь Анну Михаил Васильевич Себряков. В 1853 с благословления игуменьи она отправляется пешком на богомолье в Киев. После возвращения Анна была пострижена в рясофор с именем Арсения.

Наиболее будоражащими воображение являются выкопанные в 1874 году подземные ходы общей длиной 150 метров. Существует мнение, что когда-то подземный ход проходил под самым руслом Дона, давая таким образом возможность перебираться на левый берег. В одной из частей пещер и ныне находится главная святыня обители — камень. На нем, словно по велению каких-то чудесных сил, остались отпечатки двух ладоней и коленей — по преданию они принадлежат молившейся здесь матушке Арсении. Считается, что если припасть к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней.

21 монастырь.jpg

Ust-Medveditskaya Transfiguration Monastery

Monastery of Transfiguration of Our Saviour in Ust-Medveditskaya is a Russian Orthodox Monastery of Uryupinsk Diocese located in Volgograd Oblast in the western part of town Serafimovich (former Ust-Medveditskaya Sloboda, whence the name of the monastery).

The church of the monastery is the third church built throughout its history. The first church crushed under the weight of soil coming down from the hill. Consequently, the second church was built as far from the hill as possible at the bank of the Don where its foundation was washed out by flooding brought by the rivers Don and Medveditsa in spring, and the church slid down into the river. The third church was built a little higher up the slope, where it presently is.

In the Soviet times the church was ruined down to a state of a heap of mossy stones. The church had no roof, the upper and lower chambers lost slabbing between them, what was left of the walls was heavily covered in graffiti, and the frescoes were shot at and painted over. All that had gold parts was cut in pieces and stolen away.

In August 2001 Ust-Medveditskaya Transfiguration Monastery in Serafimovich was transformed into a convent.

As of today, the monastery has been completely restored and thanks to its unique architectural design and dramatic history is very popular with tourists and pilgrims. 

Location: 7 Preobrazhenskaya street, Serafimovich, Volgograd Oblast

Контакты
Адрес

ул. Преображенская, 7, Серафимович

Телефон

+7 (84464) 4-45-44

Сайт

serafimovich.cerkov.ru

Что посетить?

Не знаете куда пойти? Не беда!