Храм иконы Божьей матери "Всех скорбящих Радосте" в р.п.Городище

Храм иконы Божьей матери "Всех скорбящих Радосте" в р.п.Городище

Церковь Всех Скорбящих Радость была построена в Городище в конце XIX века. Это единственный в Волгоградской области храм, выдержанный в византийском стиле. История этого храма выстроенного напрямую связана с имением святой великомученицы Параскевы, нареченной в народе Пятницей. Старинное предание гласит о том, как в XVI веке пастухам вблизи одного из родников Коренной балки явилась икона святой великомученицы Параскевы. По их сообщению икона была принесена в Царицынский собор, но оттуда чудесным образом ушла опять на старое место. После безуспешных попыток унести святой образ с родника, на месте его явления была выстроена двухэтажная деревянная часовня, а поселение вблизи источника получило название Красный Колодезь, впоследствии переименованное в Городище. 16 ноября 1929 года с колокольни были сняты колокола, а в 1936 году храм был закрыт и передан по решению президиума Сталинградского крайисполкома под культурное учреждение — клуб или кино после переоборудования. Осенью 1942 года в Городищенском храме располагалась сначала последняя перед вступлением в Сталинград ставка командующего 6-й армии Вермахта фельдмаршала Паулюса, а затем немецкий военный госпиталь. Рядом с храмом, где располагалось дореволюционное сельское кладбище, немцы хоронили своих погибших в боях и умерших от ран солдат и офицеров. С 1946 по 1973 годы здание эксплуатировалось в качестве клуба, сберкассы, библиотеки. В 1973 году храм сильно пострадал от пожара. В 80-х годах подвал использовался как пивная, в трапезной части располагался склад по приёму стеклопосуды. В конце 80-х годов храм был возвращен верующим. Восстановительные работы ведутся и в настоящее время. Объемная композиция Скорбященской церкви отличается продуманностью и уравновешенностью. Крестовокупольная, она завершалась пятью куполами. Широкий и высокий центральный барабан, господствующий в системе завершений, явно взят из арсенала средств византийского стиля. Во внешних углах креста со всех сторон имеются грехгранные выступы, которые вместе с объемом храма составляют непрерывный ряд стен с живописными изломами. Привлекает внимание четкое ритмическое расположение окон различных пропорций и постепенное облегчение окон различных пропорций и постепенное облегчение массы стен пирамидального объема здания кверху. Главный барабан почти ажурно прорезан окнами и увенчан сильно профилированным карнизом с рядом мелких кокошников. Декоративная проработка стены верхнего яруса более цельная и плоскостная. Пластика деталей нижнего яруса более насыщеннее и сильнее профилирована в кирпичной кладке. «Византийские» по рисунку арки, двухчастные и трехчастные окна, аркады, орнаментальная кладка межъярусного пояса, где использованы мотивы старорусского узорочья. Особо надо отметить безупречную кирпичную кладку. Интерьер церкви имеет обширные подкупольное пространство, свободно перетекающее в зальные помещения притворов. Вертикальные и горизонтальные членения внутреннего пространства имеют тонко проработанную профилировку. Интерьер создает праздничное и очень цельное впечатление, усиливающееся изобилием света, который заливает его из двенадцати высоких арочных окон центрального барабана. Четыре деревянные оштукатуренные колонны тосканского ордера в первом ярусе западного притвора придают интерьеру некоторую камерность и как бы подготавливают восприятие центрального зала. Над западным притвором располагались хоры. Мощный центр храма отделен от трапезной крещатными столбами, через которые переброшена арка. Настоятель — протоиерей Василий Желубов.
Проехать маршрутным такси 110 остановки "Площадь Павших борцов" в р.п. Городище.

Что посетить?

Не знаете куда пойти? Не беда!